“Генплан должен определить, что инвесторам можно, а что — нельзя”

Сергей Броневицкий, начальник коммунальной организации “Институт Генерального плана г.Киева”

Цивилизованное развитие большого города невозможно без планирования. Для Киева такой Генплан разрабатывался неоднократно. Действующий Генплан столицы составлен по советским канонам.

В нем излишне детализирована техническая часть — огромное количество чертежей и расчетов, которые должны воплощать в жизнь коллективы архитекторов и строителей, но при этом имеются лишь наброски такой важной составляющей, как финансирование. Что неудивительно, так как в советские времена почти все работы оплачивало государство.

Сейчас создается новый Генплан, в котором будут учтены как основные направления развития столицы (социальные, архитектурные, транспортные, инженерные), так и современные условия работы с инвестициями.

Работа над ошибками

Генеральный план является основным инструментом реализации Стратегии развития Киева, которая была принята в декабре 2011 г. Киевсоветом.

В ней представлены основные направления развития Киева, пути решения проблемных вопросов, которые, в свою очередь, детализируются в Генплане с привязкой к местности и конкретным количественным показателям.

Действующий Генплан Киева до 2020 г. не стыкуется со Стратегией развития столицы. В соответствии с этим (уже устаревшим) Генпланом предусматривалось расширение черты города на север и на юго-запад за счет новых территорий площадью 64 тыс.га.

Их должны были “изъять” у прилегающих сельских советов и городов Киевской области и тем самым почти в два раза увеличить территорию Киева. Подобные новшества непросто согласовывать с областными властями, правительством, территориальными общинами столицы и области.

В Европе, к примеру, пока воздерживаются от расширения границ городов. Ведь освоение новых территорий требует огромных инвестиций в создание развитой городской инфраструктуры. Киеву следует перенять методику и подходы, к которым прибегли, например, в Париже или Лондоне.

Эти города не расширяют свои границы, но генпланы их развития предполагают координацию действий с общинами населенных пунктов в пригородных зонах (о том, как это работает в Великобритании, — см. статью “Горожане должны видеть, что их мнения и усилия имеют значение” — Ред.).

В Париже был создан координирующий орган, в котором мэрия и представители органов власти пригородной зоны вместе решают все вопросы застройки города и прилегающих территорий.

Власти Киева намерены обратиться в Кабинет министров с предложением о создании в перспективе такого же органа управления для столицы и области, который будет рассматривать вопросы выноса промышленных предприятий за черту города, создания транспортных развязок, единой системы зеленых массивов вокруг столицы (так называемого зеленого каркаса) и т.д.

К тому же не оправдались многие расчеты, на основании которых создавался Генплан. В частности, по количеству жителей столицы — к 2020 г. оно должно было составить 2,7 млн чел. Но уже сейчас этот показатель превышает 2,8 млн чел., а к 2025 г., по подсчетам ученых, численность постоянного населения Киева достигнет 3,2 млн чел., а фактического — 3,8 млн чел.

Аналогичная ситуация и с транспортом. В ныне действующем Генплане прогнозировалось, что к 2020 г. в Киеве будет 800 тыс. автомобилей. Но уже сейчас в городе их более 1 млн. И ожидается, что к 2025 г. эта цифра удвоится.

Более того, принятый в 2002 г. Генплан не выполнялся с самого начала, в него были внесены тысячи изменений. К сожалению, нередко они касались отвода под строительство участков в пределах зоны зеленых насаждений, а также в исторической части города. В то же время не продумана система транспортных развязок, есть недочеты с количеством дошкольных учреждений и школ.

В документе не предусмотрено решение такой проблемы, как дисбаланс расселения и занятости в районах города на левом и правом берегах. Ведь на левобережье, где проживают более 36% киевлян, размещено всего 18% рабочих мест. Отсюда транспортные и прочие проблемы, которые накапливались на протяжении последнего десятилетия. Таким образом, де-юре Генплан существует, а де-факто его нет.

Все пойдет по плану

Проект нового Генплана Киева (подробнее см. статью “Стратили” — Ред.) предусматривает инвестиции в объеме 500 млрд грн., что сопоставимо с 30 годовыми бюджетами столицы. Деньги, конечно же, огромные. Но для периода в 15 лет это не такая уж нереальная сумма.

Париж, например, за 15 лет только на метро планирует потратить EUR32 млрд. В Москве ежегодно на автодороги расходуют $3 млрд. И если Киев хочет достигнуть уровня Варшавы или Будапешта, как предусмотрено в Стратегии, придется раскошелиться (см. также статью “Доставшаяся нам структура КГГА неэффективна” — Ред.).

Однако ни один современный город не может развиваться только за счет бюджетной поддержки. Ведь из казны финансируются в первую очередь социальные вопросы, а для развития требуются капитальные вложения.

Поэтому важно привлекать частных инвесторов Мы, как разработчики Генплана, четко, на 15 лет, определим, что и где инвесторам можно, а что — нельзя.

Сейчас власти Киева готовят для презентации инвестиционные предложения почти на 120 млрд грн. При горгосадминистрации создана база, в которую вошли более полутора тысяч проектов. Ожидается, что не менее четверти из них заинтересуют инвесторов. Первые семь проектов выставлены на инвестиционный конкурс, который уже стартовал.

Среди проектов, к реализации которых планируется привлечь частный капитал и которые найдут свое отражение в новом Генплане, такие как строительство паркингов и автодорожных тоннелей.

Для создания парковок будет выделено более 100 земельных участков — на узловых, пересадочных пунктах городского транспорта, а также возле жилых массивов и в центральной части города. Через три-четыре года, когда будет построено определенное количество паркингов, горгосадминистрация ужесточит правила парковки в центральной части Киева.

Необходимо ограничивать въезд транспорта в центр, чтобы это было экономически невыгодно. В то же время придется построить объездные тоннели и магистрали. У владельцев авто должно быть право выбора: парковать машину за 30 грн. в центре или за 2 грн. на периферии.

Первый тоннель для автотранспорта будет построен в ближайшие пять лет. Всего же их будет семь. Основной — от площади Победы до станции метро “Левобережная”, благодаря ему мы снимем 30-40% нагрузки с Крещатика и прилегающих улиц.

Второй — от Саперно-Слободской с выходом на Дарницкий мост. Тоннель-дублер улицы Елены Телиги — от Набережно-Крещатицкой до Оболони. Кроме того, планируется строи­тельство Южного и Северного переходов и др.

Стратегическими и важными для экономики столицы являются проекты строительства четвертой линии метрополитена в сторону микрорайона Вигуровщина — Троещина и бизнес-района “Киев-Сити”.

За счет строительства деловых и офисных комплексов на Троещине, Позняках, в районе Днепровской набережной, Дарницкого моста и озера Вырлицы можно будет значительно увеличить количество рабочих мест на левобережье Киева. Мы прогнозируем, что к 2025 г. на левом берегу будет не 18%, а около 30% рабочих мест.

Бизнесу нужно переезжать на левый берег, где в рамках реализации принципа Стратегии развития Киева “Центр рядом с домом” будут отведены большие площади под научно-производственные, многофункциональные деловые, офисные комплексы и созданы рабочие места. В частности, около 300 га земли предусмотрено выделить на эти нужды по улицам Закревского, Мелиоративной, Пуховской на Троещине.

Секретов нет

Процесс разработки проекта Генплана Киева сопровождается обсуждением среди специалистов и общественности. Поправки от киевлян не просто принимаются, но и учитываются. Для активизации обсуждения в 2012 году мы планируем ряд информационно-презентационных мероприятий. Ожидая, что желающих высказаться может оказаться намного больше, чем позволяют их рамки, решили задействовать даже социальную сеть Facebook, где заблаговременно открыли страницу «Генеральний план Києва».

Принятие нового Генплана ударит по застройщикам, которые лоббировали внесение множества разрозненных изменений в пока еще действующий Генплан.

Они пытаются помешать принятию нового документа, так как старый развязывает им руки и позволяет игнорировать интересы тысяч киевлян, чьи пожелания должны быть учтены в новом Генплане (для достоверного учета мнения жителей столицы глава КГГА Александр Попов в середине января предложил проводить общегородские референдумы по проблемным вопросам города. — Ред.).

Досье БИЗНЕСа

Сергей Броневицкий, начальник коммунальной организации “Институт Генерального плана г.Киева”

Родился: 2 мая 1971 г. в г.Киеве.

Образование: Киевский государственный технический университет строительства и архитектуры (КГТУСА; 1993 г.), инженер-строитель; аспирантура КГТУСА, кандидат технических наук (1996 г.); Украинская академия государственного управления при Президенте Украины (1998 г.), магистр государственного управления; Межрегиональная академия управления персоналом (1999 г.), экономист.

Карьера: 1993-1995 гг. — мастер, прораб в тресте “Киевгорстрой-1”; 1995-1997 гг. — заведующий сектором лабораторного комплекса Проектно-технологического института “Киеворгстрой” корпорации “Киевгорстрой”; 1997-1998 гг. — главный специалист отдела координации работы проектных и строительных организаций Киевской горгосадминистрации (КГГА); 1998-2002 гг. — заместитель председателя правления — управляющий ОАО “Трест “Киевгорстрой-1” им.М.П.Загороднего”; 2003-2009 гг. — начальник коммунальной организации “Центр градостроительства и архитектуры” КГГА; 2009-2010 гг. — и.о. начальника Главного управления градостроительства и архитектуры КГГА. С 2010 г. — начальник коммунальной организации “Институт Генерального плана г.Киева”.

Семейное положение: не указал.

Увлечения: шахматы, волейбол, плавание.