Какой будет столица в 2025г.?

Будущее столицы — то, какими лет через 10—15 станут инфраструктура, жилье, новые районы или транспортные артерии, — вопрос отнюдь не праздный. Ведь это напрямую затрагивает интересы всех без исключения киевлян. Генеральный план развития Киева — документ, в котором это будущее должно быть прописано вплоть до мельчайших деталей. Киевсовет в 2002 г. уже принимал такой документ, и он действует пока до 2020 г. Однако нынешнее руководство мэрии решило принять новый — в действующем допущена масса просчетов, и потому он не выполняется.

Главное назначение генплана — препятствовать градостроительной анархии и незаконным застройкам, а также дать на много лет вперед четкий ориентир инвесторам. Да и всем киевлянам. Например, где и как будет осуществляться новая жилищная застройка? Где власти будут разрешать строить офисы, магазины, заправки и промышленные объекты, а где нет? Как будет развиваться транспортная инфраструктура (мосты, дороги, метрополитен)?

Проект нового генплана сегодня на стадии доработки и обсуждения. Мэрия старается демонстрировать признаки открытости, призывая всех киевлян и общественные организации срочно включаться в его разработку. Ознакомиться с проектом документа можно на сайте коммунальной организации «Институт генерального плана г. Киева» — kievgenplan.grad.gov.ua.

А о том, как сегодня готовится этот документ и каковы основные идеи, уже включенные в него, мы решили расспросить директора Института генплана Сергея Броневицкого.

— Стратегия развития Киева, принятая в декабре прошлого года, и проект генплана, как и многие похожие документы, воспринимаются киевлянами неоднозначно. Причины настороженности и критики понятны — десятилетиями власти планировали что-либо касательно будущего столицы в очень узком кругу, кулуарно. Отсюда — многие громкие строительные конфликты. Не окажется ли так, что новый план города на ближайшие полтора десятка лет окажется документом, который будет устраивать лишь лоббистов от крупного бизнеса и застройщиков?

— Генплан — это по сути ключевой инструмент внедрения в жизнь идей и принципов еще одного важного документа, который определяет будущее столицы — Стратегии развития Киева. Она, как известно, содержит основные направления и принципы развития города, тогда как генплан их уже детализирует, но с привязкой к определенной местности и конкретным количественным показателям.

До сих пор еще нигде в нашей стране процесс подготовки проекта такого документа, как генплан города, не был таким прозрачным и не сопровождался столь активным обсуждением в обществе и среди экспертов, как в нынешнем случае. Поправки от киевлян не просто рассматриваются реально, большинство из них принимается.

Показательный пример. Рабочей группой заказчика — Главного управления градостроительства и архитектуры Киевской горгосадминистрации при участии Института генерального плана в ходе первого этапа обсуждений в 2011 г. рассмотрено около 1 тыс. предложений общественных организаций и киевлян.

Александр Попов во время презентации эксперементального вагона скоростного трамвая.
Фото УНИАН

Наиболее сложные вопросы направляются на рассмотрениесогласительной комиссии Киевсовета. Сейчас процесс продолжается. Для более предметного и активного обсуждения проекта в этом году планируем ряд информационно-презентационных мероприятий. Но понимая, что желающих высказаться может оказаться намного больше, чем позволяют рамки этих мероприятий, решили задействовать даже социальную сеть Facebook, где заблаговременно созданы страницы «Генеральний план Киева» и моя персональная.

Это беспрецедентно, ведь по сути генплан не может содержать ничего революционного, с точки зрения структуры расселения он компромиссный документ, который всегда принимался и обновлялся в обычном режиме. Но мы не можем поступать иначе, когда в качестве побочного эффекта демократической процедуры общественных обсуждений были инспирированы волны критики.

Они объясняются, во-первых, близостью выборов, а значит, возможностью для разных политсил сделать обсуждение проекта основного градостроительного документа трибуной для широкой немотивируемой критики городских властей. Во-вторых, тем, что принятие нового генплана ударит по интересам многих застройщиков. Помешать принять генплан — значит оставить действовать старый, развязывающий руки застройщикам и игнорирующий волю тысяч киевлян, чьи пожелания учтены в новом документе.

Проект комплекса Podol Business Park (район улиц Фрунзе и Нахимова)

Ошибка в прогнозе

— Почему все-таки решено было принимать новый генплан, ведь работает аналогичный документ — до 2020 г.?

— Действующий Генплан Киева до 2020 г. уже показал полную несостоятельность. По нему развивать город невозможно хотя бы из-за того, что документ предусматривает расширение на новых территориях площадью 64 тыс. га прилегающих сельских советов и городов Киевской области, то есть практически в два раза. Но этого не произошло. Новшества не были согласованы ни с руководством области, ни с правительством, ни с окрестными территориальными общинами.

Не оправдались и расчеты, по которым строился генплан. В частности, даже по количеству жителей: прогнозировалось 2,7 млн. жителей на 2020 г. Уже сегодня эта цифра превышает 2,8 млн., а к 2025 г., по подсчетам ученых, в Киеве будет 3,15 млн. человек постоянного населения и до 4 млн. — фактического. Такая же ситуация и с транспортом. Прогнозировалось 800 тыс. автомобилей до 2020 г. А сегодня в городе уже более 1 млн. единиц автотранспорта. К 2025 г., по нашим оценкам, должно быть около 2 млн. автомобилей.

Более того, принятый в 2002 г. генплан не выполнялся с самого начала и до сегодняшнего дня, в него внесены тысячи изменений. Они касались в основном отвода под строительство территорий в пределах зоны зеленых насаждений, а также в исторической части города, и, замечу, большая часть этих решений сейчас приостановлена.

В то же время не построены развязки, школы и детские сады. Не решается проблема дисбаланса расселения и занятости между левым и правым берегами. Ведь на левобережье, где проживает более 36% киевлян, размещается всего 18% рабочих мест. Отсюда — транспортные и прочие проблемы, которые накопились не за последние два года, а на протяжении 10 лет.

— В чем ключевые идеи нынешнего проекта генплана?

— Мы планируем компактное развитие города, эффективное использование территорий. Это позволит обеспечить ресурсо- и энергосбережение, концентрацию средств на модернизацию городской застройки и инфраструктуры.

С учетом выявленных территориальных ресурсов площадью около 8 тыс. га планируется размещение производств, жилья, новых деловых и общественных центров, а также торгово-развлекательных комплексов, инженерно-транспортной инфраструктуры, парков, скверов.

Реализация нового Генплана Киева сегодня оценивается в 500 млрд. грн. Для европейской столицы уровня Будапешта и Варшавы, которого Киев хочет достичь, на 15 лет это не такая уж и большая сумма при условии, что 90% средств являются прямыми инвестициями. Ни один современный город не может развиваться только за счет бюджета, без привлечения частных средств. Бюджет надо экономить, ведь он нужен для решения социальных вопросов.

Вот почему так важно привлечь инвесторов. А мы, разработчики генплана, должны четко, раз и на много лет определить, что и где инвесторам можно, а что — нельзя.

Проект застройки Рыбальского острова

И снова вся надежда на инвестора

— Какие конкретно проекты уже могут быть интересны инвесторам?

— Ожидается, что на Киевский инвестиционный форум, который пройдет в конце марта, столица выйдет с предложениями на сумму 100—120 млрд. грн. Городские власти рассчитывают, что не менее четверти проектов заинтересуют инвесторов.

До сих пор все привлечение инвесторов ограничивалось разговорами. На самом деле, если бизнесмен не имел собственного проекта, а только «прощупывал почву» для инвестирования, он не мог получить исчерпывающей информации. Предстоящий форум должен стать прорывом в этом направлении.

Стратегически важными для экономики Киева проектами, которые будут вынесены на инвестиционный форум, определены строительство четвертой линии метрополитена в сторону микрорайона Вигуровщина—Троещина, а также нового делового центра «Киев-Сити».



Проект Центра развития инновационных транспортных технологий на Подоле

За счет строительства на Троещине, на Позняках, в районе Днепровской набережной и Дарницкого моста, а также озера Вырлицы деловых и офисных комплексов планируется значительно увеличить количество рабочих мест на левобережье Киева. Мы прогнозируем, что к 2025 г. на левом берегу у нас будет не 18%, как сейчас, а около 30% рабочих мест. Т.е. бизнесу предстоит переехать на левый берег. И, таким образом, будут созданы точки приложения рабочей силы и реализуется важный принцип принятой Стратегии развития Киева — «Центр рядом с домом».

Проект делового центра на Нижней Теличке

Реализация данного принципа станет возможной в том числе и за счет отвода больших площадей под научно-производственные, многофункциональные деловые офисные комплексы. В частности, около 300 га земли предусмотрено выделить на эти нужды по улицам Закревского, Мелиоративной, Пуховской на Троещине.

Серьезные инвестиции предлагаются и на строительство автодорожных тоннелей. Первый тоннель можно построить в ближайшие пять лет. Всего же их закладывается в план семь. Основной — с площади Победы до ст. метро «Левобережная». Благодаря этому объекту предлагается снизить на 30—40% нагрузку на Крещатике и в целом по центру столицы.

Наконец из наиболее ключевых идей документа: по поручению Александра Попова и проанализировав использование земель в Киеве на нынешнем этапе, мы учли предложения Главархитектуры и районных госадминистраций по увеличению площади зеленых зон Киева ориентировочно на 2,5 тыс. га. Особое внимание уделяется реализации стратегической инициативы «Днепровская жемчужина». Материалы Генплана уже легли в основу конкурсных условий. Еще что важно для всего города: при разработке концепции ландшафтно-рекреационной зоны предусматривается полное сохранение природно-ландшафтного комплекса Днепровских островов.