• Главная
  • Новости
  • Согласно новому Генплану Киев – крупнейший город столичного ранга

Согласно новому Генплану Киев – крупнейший город столичного ранга

В газете «Зеркало недели. UA» от 30 ноября 2014 г. опубликована статья В. Глебы и И. Сикоры «Киев согласно Генплану-2025: столица или мегасело?».

В статье авторами приводится сопоставление некоторых показателей использования территории Киева, приведенных в проекте Генерального плана г. Киева, представленного для ознакомления общественности перед началом общественных слушаний в 2011 году, а также в опубликованных в настоящее время материалах. При этом отдельные современные показатели сопоставляются с проектными по различным документам и вариантам, даются вольные трактовки градостроительных терминов и субъективное понимание задач градостроительной документации, что искажает выводы.

В связи с этим необходимо дать ряд разъяснений по нормативно-методическим и терминологическим вопросам разработки генеральных планов населенных пунктов.

1. О «мегаселе» — что это такое?

Согласно принятой классификации сельский населенный пункт (сельское поселение) – это единое компактное место проживания людей, занятых преимущественно в сельском хозяйстве, обеспеченное объектами социального и производственного назначения. Территория села по функциональному назначению должна подразделяться на селитебную и производственную. (ДБН 360-92** п. 2.17). Характерным признаком сельских поселений также является преимущественно усадебная застройка в связи с отсутствием необходимой для многоэтажной застройки инженерной инфраструктуры. Таким образом утверждение авторов о «превращении Киева в мегасело» входит в непримиримое противоречие с дальнейшим тезисом о запланированном «оптовом строительстве во дворах жилых домов».

В г. Киеве согласно Генплану-2025 на перспективу занятость жителей в сельском хозяйстве не предусматривается, а территории сельскохозяйственных предприятий трансформируются для эффективного использования, как, например, для расширения Национального природного парка «Голосеевский» (Конча–Заспа, Жуков Остров, Беличанский лес), для размещения комплексной многоквартирной жилой застройки с объектами обслуживания (территории сельскохозяйственного предприятия «Пуща Водица» по пр. Правды), для развития инновационного парка «Киевская бизнес-гавань» по ул. Пуховской на Троещине.

Таким образом, по всем параметрам согласно новому Генплану Киев – это крупнейший город столичного ранга.

2. О «поспешности» общественного обсуждения Генплана-202

Общественное обсуждение Генплана-2025 проводилось с 28.09.2011 р. и по 01.07.2012 р., про что общественность была проинформирована на сайтах www.kga.gov.ua, www.kievgenplan.grad.gov.ua и в объявлении в газете «Хрещатик» за процедурой, определенной постановлением Кабинета Министров Украины от 25 мая 2011 г. №555 «Про затвердження Порядку проведення громадських слухань щодо врахування громадських інтересів під час розроблення проектів містобудівної документації на місцевому рівні».

Рекомендуем авторам статьи внимательно изучить этот нормативно-правовой акт, определяющий порядок общественных слушаний градостроительной документации в настоящее время.

3.«Об постоянном изменении целевого назначения и видов использования земель» в проекте Генплана 2025» сравнительно с показателями, рассчитанными в 2011 году

Согласно статьям 17, 18, 20 Закона Украины «О регулировании градостроительной деятельности» а также ДБН Б.1.1-15:2012 «Состав и содержание Генерального плана населенного пункта», Генеральный план населенного пункта определяет функциональное использовние территорий, а не целевое назначение отдельных земельных участков. Целевое использование земельного участка определяется в договоре аренды и последующих правовых документах. Виды использования земельных участков в пределах функциональных зон также определяются не в Генеральном плане, а в плане зонирования территории (Зонинге).

Например, согласно ДБН 360-92**, п.4.2 на территориях промышленных зон необходимо формировать общественные центры обслуживания, включая ведущие функции управления, финансового. информационного обслуживания, сопутствующие функции общественного питания, культурно-бытового обслуживания и др.

На ландшафтно-рекреационных территориях в зонах кратковременного отдыха также необходимо формировать общественные центры (п.5.15, ДБН 360-92**), которые включают объекты общественного питания, пункты медицинской помощи, проката и др.

Градостроительная терминология не всегда в точности соответствует терминологии земельного законодательства.

Определение функционального назначения территории в генеральных планах населенных пунктов приводятся в соответствии с государственными строительными нормами ДБН 360-92**, ДБН Б.1.1-15:2012.

На основном чертеже, а также схеме функционального зонирования отражены текущие изменения по рекомендациям экспертизы, которая осуществляется до настоящего времени. Показатели использования земель также уточняются в рабочем порядке в соответствии с предложениями, поступившими во время общественных слушаний.

4. Об отсутствии площадей земельных участков для объектов социальной сферы

В рекомендованной форме показателей генерального плана (табл.А-1 ДБН Б.1.1-15-2012) не определяются показатели площадей участков школ, детских садов и прочих микрорайонных сооружений рекреационного и спортивного назнчения, поскольку площади этих объектов учитываются в составе территорий жилой застройки, а розмешение объектов микрорайонного обслуживания определяется в детальных планах територий.

5. Об «уменьшении площади ландшафтно-рекреационных территорий» под застройку

В результате учета предложений, поступивших от граждан во время общественных обсуждений и рекомендаций экспертов в Генплане-2025 предлагается изменить функцию земельных участков, отведенных под застройку, общей площадью 1785 га и вернуть их в зеленые зоны. Показатели Генерального плана 2025 наведены в Основных положениях, размещенных на сайте.

6. Об «уничтожении промышленного потенциала» Киева, обеспечении киевлян рабочими местами и росте занятости в промышленности

В Генплане -2025 предусматривает сохранение всех государственных важнейших промышленных предприятий, а также промышленных узлов, Планируется создание новых инновационных научно-производственных индустриальных парков, как, например, Бионик –Хилл по ул. Пономарева, 1а, «Киевская бизнес-гавань» на Троещине и др. с развитием энергосберегающих и нанотехнологий. Изменение функций предусматривается только для деградированной части промышленных территорий, а также за счет эффективного использования земель при внедрении новых технологий ХХ1 века.

Рост занятости в промышленности в Киеве не предусматривается в соответствии с рекомендациями ведущих ученых-экономистов и опытом развития столиц европейских государств, а также в соответствии с Законом Украины «О Генеральной схеме планировки территории Украины». Однако предусматривается рост занятости в научно производственной деятельности.

Развитие Киева как преимущественно индустриального промышленного центра с размещением экофобных, техногенно опасных, ресурсоемких производств без учета ресурсного и интеллектуального потенциала города, которое планировалось в советский период, наоборот, приводило к постоянному росту трудовой миграции. Сокращение устаревшей промышленной составляющей в структуре экономики Киева с 1991 года и появление деградированных заброшенных промышленных и спецтерриторий произошло в результате неконкурентоспособности продукции.

Поэтому направленность развития промышленности ориентирована на высокий образовательный и профессиональный уровень киевлян, рост рабочих мест предусматривается в третичном секторе экономики: информатике, электронике, нанотехнологиях, управлении и финансах, образовании и медицине, сверхточном машиностроении и приборостроении, научно-производственной деятельности.

Всего Генпланом-2025 предусматривается увеличение занятости до 2 млн. рабочих мест.

7. О «сюрпризе» для местных советов городов и сел вокруг Киева предложений о размещении на их землях киевских заводов

Раздел Генерального плана-2025 «Градостроительное развитие и планировочная организация пригородной зоны. Определение территорий общих интересов территориальных общин» разработан на основании исходных данных по развитию производственных, селитебных и рекреационных зон в утвержденных генеральных планах отдельных поселений и схемах планировки территорий административных районов и сельских советов. Таким образом, Генплан-2025 не предлагает «сюрпризы» для местных советов. Эти предложения заложены также в схему планировки территории Киевской области, согласованы КГГА и РДА для учета при разработке в дальнейшем региональных схем и генеральных планов.

Размещение производств, например, в Броварах и Вишневом снизит трудовую миграцию из этих городов, которая составляет существенную часть транспортных потоков по Киевским мостам и магистралям.

Утверждением о невозможности регулировать генпланом Киева градостроительную деятельность на землях области, авторы статьи наконец подтвердили несостоятельность генплана-2020. согласно которому к Киеву присоединялось 64 тыс. га земель области и 28 населенных пунктов без всяких согласований.

8. О «невыгодности для бюджета размещения жилой застройки»

Мнение, что инвесторы преследуют исключительно собственную выгоду и ничего не приносят городу, в корне неверно. Строительство создает внутренний рынок для производства металло- и железобетонных конструкций, машиностроения, строительных и отделочных материалов, бытовой техники и других отраслей, то есть рабочие места для киевлян и поступления в бюджет.

В 2013 году, по данным Госкомстата, строительными организациями Киева было выполнено работ на 12,0 млрд. грн, при этом строительный комплекс принес бюджету до 3,5 млрд. прямых доходов за счет налогов и паевых отчислений.

Наиболее невыгодно для бюджета, когда часть городских земель не используется, постепенно превращаясь в деградированные заброшенные и экологические опасные пустыри, как, например, территория завода «Радикал».

Жилищное строительство решает главную социальную задачу – улучшение жилищных условий населения и обеспечение доступности жилья. По решению этой задачи Киев пока значительно отстает от Варшавы, Берлина и других европейских городов.

У нас пока только 21 кв. м жилья на 1 чел., а в городах Европы не менее 35 кв.м. на 1 чел. При этом там продолжают строить примерно 1 кв.м. на 1 жителя ежегодно, не расширяя границ за счет прилегающих поселений. А в Киеве Генплан-2025 планирует строительство примерно 0,5 кв.м. на 1 чел. в год.

***

В целом надо отметить, что представление некоторых общественных экспертов о генеральном плане города как о панацее, которая должна обеспечить всеобщее счастье, решить все вопросы административно-политических реформ и создать «город солнца» согласно утопиям Томммазо Кампанеллы, Томаса Мора и других философов-утопистов, совершенно не соответствует задачам градостроительной документации.

Также принципиально неверно мнение, что генеральный план крупнейшего города – это план размещения всех зданий и сооружений на века, включая киоски, объекты городского дизайна и придомовые площадки.

В европейской практике генеральный план города – это стратегический управленческий документ, который решает основную задачу – функциональное назначение городских территорий, предотвращая их хаотическую застройку, и подлежит своевременному обновлению.

Для решения тактических задач разрабатываются детальные планы территорий и проекты строительства отдельных зданий и сооружений.

Таким образом, не следует превращать градостроительную документацию с долгосрочными прогнозами в оппозиционный политический бренд будущей предвыборной кампании.

С интересом рассмотрим конкретные предложения для улучшения проекта Генерального плана г. Киева.